Натюрморты, пейзажи, сюжетные зарисовки, рисунки на стекле, расписные шкатулки, старинные иконы, коллекционные фарфоровые игрушки, украшения, вырезано из кости... всё что есть в этом удивительном месте перечислить невозможно. А главное - все эти вещи Уникальны, сделаны с любовью и вдохновением мастерами своего дела. Поэтому в наш художественный салон можно ходить просто так: посмотреть, что что еще интересного появилось в его стенах.
Написать о салоне меня попросила директор белгородского филиала российского фонда культуры Раиса Сергеевна Фирсова. Изначально созданный как производственное подразделение Всероссийского фонда культуры, даже после того, как салон официально вышел из под крыла Управление культуры он всегда оставался На виду у фонда, и Раиса Сергеевна здесь частый гость и добрый друг.
Но распахнул свои двери салон ещё до того, как Раиса Фирсова возглавила Белгородское отделение фонда культуры. Тогда у его руля были заслуженный художник России Александр Мамонтов и заслуженный работник культуры Валерия Колесник. При их содействие, а также при помощи областного управления Культуры 6 ноября 1990 года салон и открылся.
Его первым руководителем стал Григорий Битюков. За довольно короткий период его руководства, всего несколько месяцев, были сделаны первые и очень важные шаги: произведен ремонт, сделаны производственные мастерские, налажены первые контакты с авторами. Спустя несколько месяцев салон возглавила Валентина Ивановна Емельяненко, бессмено руководившая им до недавнего времени.
Название салону тоже было давно по предложению Валентины Ивановны.
- Кто к нам приходит? вдохновленные ru люди! Идут зачем? За вдохновением!
- Говорила она.
И единогласно было принято решение назвать салон "Вдохновение".
- Много Мы переживали за эти годы, множество перестановок, перерегистрации, изменений договоров аренды. Но все эти годы держались. И уже четверть века салон работает без изменения профиля уставной деятельности. А в уставе прописано, что основной целью его работы является удовлетворение эстетических потребностей населения, - рассказывает Раиса Сергеевна.
В уютном кабинете мы общаемся с Раисой Сергеевной, с нынешним директором салона Людмилой Емельяненко, главным бухгалтером Ириной Лысенко, работавшей в салоне с самого начала его существования. В выставочном помещении общается с посетителями третий сотрудник магазина - Марина Юрова. В соседнем кабинете, приспособленном под мастерскую, колдует над оформлением картин Александр Чёрный. Собственно, это все люди, официально имеющие отношения к художественному салону. Но, как мне сразу сказала Раиса Сергеевна, салон - это не организация, это большая семья. И в этой семье чрезвычайно много родственников.
Практически родными стали десятки авторов. Мало Кто сотрудничает с салоном разово, обычная взаимодействие превращается в длительное партнерство. Художники приносят сюда свои работы и даже организовывают выставки. К примеру, были в этом небольшом помещении экспозиции работ Владимира Дрокина, Оксаны Минаевой, Евгения Соколова...
С большой теплотой и здесь вспоминают тесно друживший с салоном Петербургского художника, уроженца Белгородской области, Станислава Молодых.
- Его мама жила в небольшом домике недалеко от научной библиотеки, он приезжал к ней каждое лето. Станислав Семёнович очень любил художественный салон, этот коллектив. А Валентина Ивановна Емельяненко постоянно поставляла ему букеты. На рвёт букет, привезёт - а художник его напишет. Удивительная энергетика была у этих картин. Вроде, букет и букет: простой, неброский, а от них прямо веяло уютом чем-то тёплым и домашним. Мы просто не успевали облачать эти картины в рамы, и люди их забирали, только чтобы иметь у себя этот душевный и душистый букет, - вспоминает Раиса Фирсова.
- Я помню он позвонил Мне из Санкт-Петербурга и попросил забрать картину с изображением старого Белгорода. Это было Полотно формата 2 на 3 метра, я везла его в купе поезда. А мужчина который ехал со мной говорит: "Странно, из самого Петербурга ковёр везете, вроде уже дефицита нет", А я только поддакнула, думаю, не скажу же я ему, что вот так везу шедевр! Позже эту картину купил наш художественный музей, - добавляет Ирина Лысенко.
Свои здесь не только авторы, но и посетители. Многие приходят в салон регулярно. В силу того, что в салоне действует правило: каждая картина висит на виду не более двух месяцев, сюда можно приходить практически как в музей.
- Есть люди, которые приходят просто поговорить и отдохнуть душой - говорят, Атмосфера у нас особенная. И мы каждый раз стараемся предложить им что-то уникальное, неповторимое, интересное, - говорит Людмила Емельяненко. - Вот иногда заходит человек, буквально без всякой цели, и влюбляется в картину, шкатулку или ещё что-нибудь. Смотрит и понимает - моё. Невозможно не поддержать его в этом порыве.
Покидаю это замечательное место уже с легким чувством причастности к этой большой и тёплый семье. И в обнимку с матрешками, расписанными в стиле Малевича. Просто увидела и поняла, что моё. Просто такая энергетика.
Алина Борисенко